Иероним Босх (Hieronymus Bosch)

Текстовая версия форума: Живопись и Графика

Полная версия топика: Иероним Босх (Hieronymus Bosch)
Полная версия форума: Живопись и Графика
Страницы: [1]2

Kеni
Босх родился в городе Хертогенбосе на юге нынешней Голландии в 1450 г.; в какой из дней мая он появился на свет, доподлинно неизвестно. Известно, что и дядя и отец будущего художника тоже занимались живописью. Настоящее его имя – Иеронимус Ван Акен, а псевдоним «Босх» произошел от сокращенного названия родного города художника, в котором он безвыездно провел всю жизнь.





Тема реанемированна: удалены битые ссылки на фото и восстановлены репродукции картин ,внесены некоторые поправки в описаниях.

Это сообщение отредактировал 42-Й - 31-08-2017 - 22:46
Januta
"Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри" Хосе де Сигуенс.

Это своеобразный эпиграф к фильму Николаса Брауна о Босхе, в нем он пытается объяснить загадки его полотен.
По его мнению Босх не еретик, не алхимик и не колдун, а глубоко верующий человек, который в своих картинах аллегорично говорит о необходимости соблюдения заповедей. Особенно меня заинтересовали комментарии к картине "Бродяга".

Иероним Босх (Hieronymus Bosch)

Это сообщение отредактировал 42-Й - 31-08-2017 - 01:03
Januta
так же есть и очень похожая картина(почти двойник) : "Блудный сын".


«Блудный сын» («Путник», «Странник», «Пилигрим»). Приобретена в 1931 году голландским музеем Бойманса в Роттердаме; на тот момент именовалась «Торговец вразнос». Была участницей самой первой, посвящённой Босху выставки (1936).

Картина знаменует собой последний этап в творчестве художника и отличается строгой и сбалансированной композицией, тонкой нюансировкой приглушённой и лаконичной гаммы красок.

В эпоху позднего Средневековья считалось, что земная жизнь — странствие человека от рождения до смерти, а потому понятие странника имело огромное значение в христианской жизни. Аллегорические изображения странника тщательно изучались, зрители искали намёки на опасности и искушения, на то, что следует делать в этой жизни, а от чего лучше отказаться.



скрытый текст


Иероним Босх (Hieronymus Bosch)
Всего фото в этом сете: 2. Нажмите для просмотра.


Это сообщение отредактировал 42-Й - 03-09-2017 - 22:50
Januta
Некотрые исследователи считают, что Босх, обладая болезненным воображением, был, так сказать, декадентом своего времени, чтобы понять его образы, обращаются к алхимии, астрологии, фольклору того времени и даже психоанализу. Время, когда жил художник, было временем идей реформирования церкви и появлением новых научных концепций мироздания.
Он был членом братства Девы Марии(Лебединого Братства), именно поэтому во всех картинах прослеживаются как религиозные темы так и изображение пороков.
"Аллегория чревоугодия и любострастия"

Иероним Босх (Hieronymus Bosch)
Всего фото в этом сете: 3. Нажмите для просмотра.


Это сообщение отредактировал 42-Й - 30-08-2017 - 22:53
Эрт
Ну жил талантливый художник, рисовал себе. Потом явно случилась психическая болезнь и он начал воспринимать мир совсем по-другому.
Вот и два периода его творчества, причём сильно отличающиеся друг от друга.
42-Й
Мрачный фантаст,"почтенный профессор кошмаров",провозглашённый современными сюрреалистами своим духовным предтечей,он был в то же время создателем удивительно тонких,поэтических пейзажей и выступил как один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе.
(здесь и далее: Г. Фомин. И.Босх. издательство "Искусство"1974г.)


Иероним Босх (Hieronymus Bosch)

Иероним Босх . Автопортрет. (из "Аррасского сборника")

скрытый текст


Это сообщение отредактировал 42-Й - 31-08-2017 - 18:54
42-Й


Несение креста (Гент.Музей изобразительных искусств)

Иероним Босх (Hieronymus Bosch)
Всего фото в этом сете: 4. Нажмите для просмотра.


Босх эффектно воссоздает смятение на крестном пути на Голгофу и намеренно окарикатуривает образы. Нигде ещё Босх не придавал человеческому лицу черты такого гротескного уродства. Лишь двое — Христос и Св. Вероника, оба с закрытыми глазами, сохраняют простое человеческое достоинство, резко контрастируя с остальными персонажами. Они всматриваются в то, что предстаёт их внутреннему взору, не обращая внимания на творящуюся вокруг вакханалию. Губы Вероники даже тронуты чуть заметной улыбкой, в руках она держит покрывало, и вот с него-то, как ни странно, умоляюще смотрит на нас проступивший на ткани лик Христа.

При взгляде на разноликую злобную толпу ещё большее сочувствие вызывает тихая покорность Христа. Здесь и двое разбойников, которых должны распять вместе с Иисусом: в нижнем правом углу один, ощерив рот, злобно смотрит на своих мучителей; в верхнем правом углу — другой разбойник, замученный страданиями, раскаивающийся. Над ним насмехается первосвященник с исключительно мерзкой физиономией. Добротный рисунок и чувство света позволяют считать, что работа относится к позднему периоду творчества Босха.

У изображения малая глубина: кажется, что все головы расположены в одной плоскости; на лицах отражены самые разнообразные чувства, понятные всем зрителям. Раскаивающийся разбойник размышляет о смерти, его побледневшее лицо искажено мукой; он отрешённо смотрит вверх, не замечая озлобленных лиц. Создаётся впечатление, что его состояние графически подчёркивают детали: слева разбойника понукает фарисей, а справа на него наступает первосвященник.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии©

Это сообщение отредактировал 42-Й - 31-08-2017 - 18:13
42-Й
"Корабль дураков" (57,8Х32,5. дерево.масло) Лувр.Париж.

Иероним Босх (Hieronymus Bosch)
Всего фото в этом сете: 5. Нажмите для просмотра.


«Корабль дураков» (фр. La Nef des fous) — одна из наиболее известных картин нидерландского художника Иеронима Босха. Картина была верхней частью створки несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается «Аллегория обжорства и сладострастия».

Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини — явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян, а из гущи листвы выглядывает сова. Монахиня играет на лютне и оба поют, а может быть пытаются схватить ртом хлеб, висящий на шнуре, который приводит в движение человек с поднятой вверх рукой. Лютня, изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Грех любострастия также символизируют традиционные атрибуты — блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином. Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному поросёнку, привязанному к мачте; другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом. Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод — Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад. Корабль представляет собой диковинное сооружение: мачтой ему служит живое, покрытое листьями дерево, сломанная ветка — рулём. Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом, вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны — времени года, когда и миряне, и духовенство склонны преступать моральные запреты.
скрытый текст

Материал из Википедии — свободной энциклопедии©

Это сообщение отредактировал 42-Й - 30-08-2017 - 23:49
42-Й
Из шести работ ,относимых к раннему периоду творчества Босха,три представляют собой изображения сцен реальной жизни.
В первой изображён бродячий фокусник .Явный шарлатан,он разложил на столе принадлежности своего ремесла и дурачит людей. Старуха нагнулась над столом,чтобы лучше рассмотреть хитрые манипуляции фокусника(именно к ней обращён взгляд и профессиональный жест его руки),в то время как стоящий сзади человек вытаскивает у неё кошелёк(скорее всего помощник фокусника)Предельно реалистический характер сцены,одежды и подробности обстановки точно отражают бытовой колорит эпохи Босха,вдруг разрушается одной странной деталью:из широко открытого рта любопытной матроны выскакивает лягушка. В средневековом фольклоре лягушка ассоциировалась с образом наивной,граничащей с глупостью доверчивости. На столе,прямо под открытым ртом старухи,сидит ещё одна лягушка,что как бы развёртывает сцену во времени.



Иероним Босх (Hieronymus Bosch)

Это сообщение отредактировал 42-Й - 31-08-2017 - 00:21
42-Й
На второй картине лекарь извлекает из головы пациента"камень глупости",который,по представлением шарлатанской медицины того времени,был причиной недалёкого ума и безумия. И здесь мы опять сталкиваемся с сочетанием реальных и фантастических элементов. Голова лекаря увенчана воронкой(символ обмана),книга,содержащая в себе мудрость знания,закрытая и застёгнутая,покоится на голове у женщины,из раны на голове оперируемого вместо ожидаемого "глупого камня" произрастает тюльпан.Последняя деталь важна для раскрытия содержания картины.В системе средневековой символики тюльпан,как и воронка,обозначал обман;с другой стороны,на простонародном языке слово"тюльпан" могло означать также и "деньги". Очевидно , Босх ,чтобы раскрыть смысл происходящего,употребил этот символ в его двойном значении:шарлатан обманывая народ,извлекает прибыль из его глупости. Второй тюльпан,лежащий на столе,придаёт этим действиям характер протяжённости во времени.Символические элементы присутствуют и в пейзаже.Это родина Босха-"Низкие земли",раскинувшаяся панорама рощ и лугов,с поднимающимися из голубой дымки шпилями городских соборов.Но его идиллия нарушается признаками царящего в мире зла:рядом с цветущими деревьями возвышаются виселица и колесо, Босх помещает эти зловещие символы смерти в непосредственной близости от головы шарлатана,намекая на печальный конец,уготовленный его карьере.©
Иероним Босх (Hieronymus Bosch)
Всего фото в этом сете: 2. Нажмите для просмотра.


Это сообщение отредактировал 42-Й - 31-08-2017 - 00:30
42-Й
Одновременно с "фокусником" и "Операцией глупости"- во всяком случае,в пределах одного десятилетия - Босх создаёт "Семь смертных грехов". Из центра большого круга смотрит прямо на нас огромный зрачок - всевидящее Око Бога. Вокруг него разматываются бесконечной лентой грехи людские: гнев,гордыня,похоть,леность,скупость,мздоимство и зависть. Непрерывно сменяя друг друга,они составляют в своей совокупности как бы цикл человеческой жизни. Молодая горожанка примеряет новый платок,а зеркало перед нейдержит высунувшийся из-за шкафа чёрт;под шатром на лоне природы светское общество предаётся любовным утехам; в деревенской таверне обжираются праздные бездельники, а потом, допившись до скотского состояния,бросаются с ножами на своих жён;судья неправедный с лицемерным сочувствием выслушивает исца,в то время как его жезл склоняется в сторону ответчика, сующего ему золотую монету.... По сторонам этой большой композиции Босх помещает изображения"четырёх последних вещей",которые,согласно христианскому учению,завершают земную жизнь человека. Это"Смерть".трактованая Босхом как сцена причащения умирающего,где только чёрт,ангел и скелет,ожидающие у изголовья кровати душу отходящего в вечность,нарушают чисто жанровый характер изображения,"Страшный суд","Рай" и "Ад".
Грехи проходят здесь в пёстрых одеждах под чистой лазурью ясного неба по ослепительно яркой зелени пейзажей,они благоденствуют в уютных интерьерах,среди добротных и изящных вещей и обильной,сочно написанной снеди -прообразов будущих голландских натюрмортов. И хотя они развёртываются вокруг Всевидящего Ока,а рядом находится изображение Страшного суда и ада,где каждому греху уготовано соответствующее наказание -гневливых здесь режут на части,гордых расплющивают на наковальне,скупцов варят в котллах с расплавленными монетами,завистливых погружают в ледяную воду,обжор угощают гадами и навозом,-эти потусторонние ужасы ещё не загасили весёлости,почти праздничного звучания этих сцен.Изображения Страшного суда,рая и ада здесь гораздо больше связаны с традиционной,условной иконографией средневековья,чем сцены грехов;зрители времён Босха не видели в них большого количества,так сказать,новой эстетической информации и воспринимали их,очевидно,как необходимый,но мало к чему обязывающий элемент знакомого церковного ритуала,вроде молитвы перед трапезой или сном.И чтобы возместить недостаток устрашающего элемента в изобразительной структуре произведения,Босх в центре прямо под Всевидящим Оком помещает предостерегающую надпись:"Берегись,берегись - бог видит."

Иероним Босх (Hieronymus Bosch)
Всего фото в этом сете: 11. Нажмите для просмотра.


Это сообщение отредактировал 42-Й - 31-08-2017 - 00:53
42-Й
Крупное художественное явление никогда не возникает на пустом месте. Сколь бы ни были дерзновенны стремления художника,как бы далеко он ни заглядывал в будущее, он всегда зримыми или незримыми нитями остаётся связан с традициями искусства своего времени. Босх не составляет исключения из этого правила.
Как и всякий художник XV века,он отдаёт в своём раннем творчестве дань религиозной живописи. И естественно,что она оказывается более связанной с традицией , чем его символические картины земной жизни. Однако в неё тоже властно вторгается характерное для раннего Босха ощущение оживлённости,суеты и какой-то насмешливо-гротесковой нелепости человеческого существования. За праздничным столом торжественно и неподвижно восседают традиционные персонажи евангельской легенды "Брак в Кане": Христос,Мария,новобрачные,гости. Они не столько участвуют в действии,сколько демонстрируют своё сакральное присутствие при его совершении. Вокруг же них течёт и суетится повседневная жизнь: слуга склонился к хозяину,очевидно,сообщая ему о том,что запасы вина на исходе,другой слуга на первом плане выцеживает из кувшина последние капли вина, где-то вверху притулилась пьяная старуха с волынкой, а под ней носатый человек с нелепо открытым ртом ловит капли напитка,пролившегося из сосуда. (с)

Брак в Кане (1475 -80-е годы. музей Байманс ван Бейнинген)

Иероним Босх (Hieronymus Bosch)
Всего фото в этом сете: 8. Нажмите для просмотра.


Это сообщение отредактировал 42-Й - 31-08-2017 - 00:06
Рабиновичъ
Вы только вдумайтесь: его работам ПЯТЬ С ПОЛОВИНОЙ ВЕКОВ-а смотришь на них...Да это же о нас, родных и любимых... Вся фишка в том, что в каждом фрагменте его работ-потрясающая символика...только смысла этого мы, потомки УЖЕ не понимаем...а жаль... Босх-это ОКЕАН-бездонный и безграничный...И загадочный - как все ВЕЛИКОЕ...
42-Й
Сад земных наслаждений (триптих Босха)

Иероним Босх (Hieronymus Bosch)
Всего фото в этом сете: 3. Нажмите для просмотра.


«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. В целом, ни одно из имеющихся на сегодняшний день толкований картины не признано единственно верным. Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке.

(далее в описании этой картины использованы материалы из Википедии — свободной энциклопедии)©
42-Й
Сад земных наслаждений (триптих Босха).

Иероним Босх (Hieronymus Bosch)
Всего фото в этом сете: 5. Нажмите для просмотра.


Именно эту работу Босха, особенно фрагменты центральной картины, обычно приводят в качестве иллюстраций, именно здесь уникальное творческое воображение художника проявляет себя в полной мере. Непреходящее очарование триптиха заключается в том, как художник выражает главную идею через множество деталей.
42-Й
Сад земных наслаждений (триптих Босха).

Иероним Босх (Hieronymus Bosch)
Всего фото в этом сете: 5. Нажмите для просмотра.


На левой створке триптиха изображён Бог, представляющий Еву ошеломлённому Адаму в безмятежном и мирном Раю. В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся, изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры. В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порождённые его фантазией.
42-Й
Сад земных наслаждений (триптих Босха).

Иероним Босх (Hieronymus Bosch)
Всего фото в этом сете: 5. Нажмите для просмотра.


Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие — торжество сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстранённость, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений.
42-Й
Сад земных наслаждений (триптих Босха).

Иероним Босх (Hieronymus Bosch)
Всего фото в этом сете: 5. Нажмите для просмотра.




Сад земных наслаждений — это изображение Рая, где упразднён естественный порядок вещей и полновластно царят хаос и сладострастие, уводя людей от пути спасения. Этот триптих нидерландского мастера является самым лирическим и загадочным его произведением: в созданной им символической панораме христианские аллегории смешиваются с алхимическими и эзотерическими символами, что породило самые экстравагантные гипотезы касательно религиозной ортодоксальности художника и его сексуальных склонностей.

Федерико Дзери©
42-Й
Сад земных наслаждений (триптих Босха).

Иероним Босх (Hieronymus Bosch)
Всего фото в этом сете: 5. Нажмите для просмотра.


На первый взгляд центральная часть представляет едва ли не единственную в творчестве Босха идиллию. Обширное пространство сада заполнено обнажёнными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами, играют с птицами и животными, плещутся в воде и — прежде всего — открыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всём их разнообразии. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнажённые девушки; несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье. Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха, и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается её ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом. На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, расставленными в этой толпе. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек, окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника.
42-Й
Сад земных наслаждений (триптих Босха).

Иероним Босх (Hieronymus Bosch)
Всего фото в этом сете: 5. Нажмите для просмотра.


Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Для средневековой морали половой акт, который в XX в. научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием
42-Й
Сад земных наслаждений (триптих Босха).

Иероним Босх (Hieronymus Bosch)
Всего фото в этом сете: 5. Нажмите для просмотра.


Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога. В центре композиции поднимается Источник Жизни — высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского. Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем.

На переднем плане этого ландшафта, запечатлевшего допотопный мир, изображена не сцена искушения или изгнания Адама и Евы из Рая (как в «Возе сена»), а их соединение Богом. Взяв Еву за руку, Бог подводит её к только что очнувшемуся ото сна Адаму, и кажется, что тот смотрит на это создание со смешанным чувством удивления и предвкушения. Сам Бог гораздо моложе, чем на прочих картинах, он предстаёт в облике Христа, второго лица Троицы и воплощённого Слова Бога.
42-Й
Сад земных наслаждений (триптих Босха).

Иероним Босх (Hieronymus Bosch)
Всего фото в этом сете: 4. Нажмите для просмотра.


Правая створка («Музыкальный Ад») получила своё название из-за изображений инструментов, использованных здесь самым странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком «музыканта», на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Её исполняет хор проклятых душ во главе с регентом — монстром с рыбьей мордой.

Студентка университета Оклахомы Амелия Хэмрик в 2014 году предприняла достаточно удачную попытку «расшифровать» эту нотную запись и переложить для фортепьяно, после её опубликования в сети появились записи нескольких любительских исполнений этой композиции[1][2].

Если на центральной части запечатлено эротическое сновидение, то на правой створке — кошмарная действительность. Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени тёмный фон и делая воду озера багряной, как кровь.

На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, — это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течёт, а хлещет, словно под действием порохового заряда. Жертва становится палачом, добыча — охотником, и это как нельзя лучше передаёт хаос, царящий в Аду, где перевёрнуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.

Литературным источником босховского Ада музыкантов считается сочинение «Видение Тундала» (см. ссылку внизу), изданное в Хертогенбосе в 1484 г., подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках.

На замёрзшем озере на среднем плане ещё один грешник неуверенно балансирует на огромном коньке, но тот несёт его прямо к полынье, где уже барахтается в ледяной воде другой грешник. Эти образы навеяны старинной нидерландской поговоркой, смысл которой схож с нашим выражением «по тонкому льду». Чуть выше изображены люди, как мошкара слетающиеся на свет фонаря; на противоположной стороне «обречённый вечной погибели» висит в «ушке» дверного ключа.

Дьявольский механизм — вычлененный из тела орган слуха — составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо — слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.

Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой, судя по всему, обжора — безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Лицо женщины отражается в зеркале, прикреплённом к ягодицам другого, зелёного демона, — таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни.
42-Й
Сад земных наслаждений (триптих Босха).

Иероним Босх (Hieronymus Bosch)
Всего фото в этом сете: 4. Нажмите для просмотра.


Внешние створки.

Глядя на гризайлевые изображения с внешней стороны, зритель ещё не ведает, какое буйство цвета и образов скрывается внутри. В хмурых тонах изображён Мир на третий день после того, как Бог сотворил его из великой пустоты. Земля уже покрыта зеленью, окружена водами, освещена солнцем, но на ней еще нельзя встретить ни людей, ни животных. Надпись на левой створке гласит: «Он сказал, и сделалось» (Псалтирь 32:9), на правой — «Он повелел, и явилось» (Псалтирь 148:5).



Главная цель художника — показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники, и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников, иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло — как они недолговечны»

Шарль де Тольнай©

42-Й
Воз сена (триптих Босха)

Иероним Босх (Hieronymus Bosch)

«Воз сена» («Воз с сеном») — триптих Иеронима Босха. Считается первой из больших сатирико-нравоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника. Триптих изобилует маленькими фигурками, написанными в смелой технике мазка.

Триптих сохранился до нашего времени в двух версиях — из Прадо и Эскориала. Обе версии неплохо сохранились, обе подверглись масштабной реставрации, а потому мнения учёных относительно того, какая из них — оригинал, расходятся. Возможно, оба триптиха являются оригиналами. Но в любом случае изображения на внешних створках явно выполнены кистью кого-то из подмастерьев или учеников Босха.

(далее в описании этой картины использованы материалы из Википедии — свободной энциклопедии)©

42-Й
Воз сена (триптих Босха)

Иероним Босх (Hieronymus Bosch)
Всего фото в этом сете: 4. Нажмите для просмотра.


На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада, и среди них — император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI). Представители иных сословий — крестьяне, горожане, клирики и монахини — хватают охапки сена с воза или дерутся за него. За лихорадочной людской суетой сверху безразлично и отстранённо наблюдает Христос, окружённый золотым сиянием. Никто, кроме молящегося на верху воза ангела, не замечает ни Божественного присутствия, ни того, что телегу влекут демоны.

Возможно, картина иллюстрирует старинную нидерландскую пословицу: "Мир — это стог сена: каждый хватает сколько сможет."
42-Й
Воз сена (триптих Босха).

Иероним Босх (Hieronymus Bosch)
Всего фото в этом сете: 4. Нажмите для просмотра.


Род людской предстаёт погрязшим в грехе, полностью отринувшим божественные установления и безразличным к участи, уготованной ему Всевышним. Основное внимание уделено одному из смертных грехов — погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия «стяжательство», «корысть», «жадность»), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. Владыки светские и духовные, следующие за возом в чинном порядке, не вмешиваются в свалку и распрю за сено лишь оттого, что это сено и так принадлежит им, — они повинны в грехе гордыни. Алчность заставляет людей лгать и обманывать: внизу слева мальчик ведёт за руку мужчину в некоем подобии цилиндра на голове, который притворяется слепцом, вымогая подаяние. Лекарь-шарлатан в центре выложил на стол свои дипломы, склянки и ступку, чтобы поразить воображение легковерной жертвы; набитый соломой кошель у него на боку (данный фрагмент существует лишь на версии триптиха из Прадо) указывает на то, что деньги, нажитые неправедным путём, впрок не пойдут. Справа несколько монахинь накладывают сено в мешок под наблюдением сидящего за столом монаха, чьё объёмное брюхо свидетельствует о чревоугодии.

Влюблённые пары на верху воза предположительно воплощают грех любострастия, в чём-то противоположного алчности, поскольку погоня за чувственными наслаждениями предполагает скорее расточение земных благ, чем их сбережение и накопление. Можно отметить некое «сословное различие» между целующейся в кустах парой простолюдинов и музицирующими любовниками из более изысканного общества. Все эти подробности призваны усилить основную тему — торжество алчности.
42-Й
Воз сена (триптих Босха).

Иероним Босх (Hieronymus Bosch)
Всего фото в этом сете: 4. Нажмите для просмотра.


Аллегории:
скрытый текст


Левая створка:
скрытый текст


Правая створка:
скрытый текст
42-Й
«Блаженные и про́клятые» .

Иероним Босх (Hieronymus Bosch)

Цикл из четырёх картин представляющих собой, скорее всего, створки полиптиха, центральная часть которого утеряна. Высказывается предположение, что название этого триптиха — «Страшный Суд». Картины названы в соответствии с сюжетами: Земной рай, Восхождение в эмпирей, Падение грешников, Ад. Первые две панели находились слева от центральной части, две другие — справа.

Наибольшую известность среди них приобрела картина «Восхождение в эмпирей», на которой ангелы-хранители из загробного мрака выводят души праведников, заслуживших вечное блаженство, через туннель, составленный из концентрических колец света, к пронизанной неземным сиянием Вечности.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии©
42-Й
«Восхождение в эмпирей»,

Иероним Босх (Hieronymus Bosch)
Всего фото в этом сете: 6. Нажмите для просмотра.
42-Й
Искушение святого Антония (триптих ).

Иероним Босх (Hieronymus Bosch)

Сюжет триптиха — сверхъестественные искушения, которым подвергся святой Антоний во время пребывания в египетской пустыне — широко распространён в западноевропейском средневековом искусстве и литературе.

В 1523 г. триптих был приобретён португальским гуманистом Дамьяо де Гоиш, и в настоящее время находится в постоянной экспозиции Национального музея старинного искусства (Museu Nacional de Arte Antiga) в Лиссабоне. Существует около 20 копий триптиха — полных и (чаще) фрагментарных, из которых, пожалуй, самая точная и полная (датируемая 1520-30 гг.) находится в брюссельском Музее старинного искусства.

Здесь и далее использован материал из Википедии — свободной энциклопедии.©
42-Й
Искушение святого Антония (триптих, центральная часть ).

Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. К изображению рода людского, погрязшего в грехах и глупости, и бесконечного разнообразия адских мук, ожидающих его, присоединяются здесь Страсти Христовы и сцены искушения святого, которому неколебимая твёрдость веры позволяет противостоять натиску врагов — Мира, Плоти, Дьявола. В ту эпоху, когда существование Ада и Сатаны всё ещё воспринималось непреложной реальностью, когда пришествие Антихриста ожидалось с неизменным религиозным напряжением, бестрепетная стойкость святого, глядящего на нас из своей молельни, заполонённой силами зла, должна была ободрять людей и вселять в них надежду.©
Иероним Босх (Hieronymus Bosch)

42-Й
Искушение святого Антония (триптих, центральная часть ).

Иероним Босх (Hieronymus Bosch)
Всего фото в этом сете: 5. Нажмите для просмотра.


Пространство картины буквально кишит фантастическими неправдоподобными персонажами. Белая птица превращена в настоящий крылатый корабль, бороздящий небо.

Центральная сцена — совершение чёрной мессы — одно из самых красноречивых свидетельств противоречивого мятущегося духа мастера. Здесь изысканно одетые священники-женщины справляют кощунственную службу, их окружает разношёрстная толпа: вслед за калекой к нечестивому причастию спешит игрок на мандолине в чёрном плаще с кабаньим рылом и совой на голове (сова здесь — символ ереси; по другим сведениям сова — представитель светлых сил, выполняющий функцию Божьего ока, чтобы на страшном суде свидетельствовать против алхимиков).
42-Й
Искушение святого Антония (триптих, центральная часть ).

Иероним Босх (Hieronymus Bosch)
Всего фото в этом сете: 4. Нажмите для просмотра.


Из огромного красного плода (указание на фазу алхимического процесса) появляется группа чудовищ во главе с бесом, играющим на арфе — явная пародия на ангельский концерт. Бородатый человек в цилиндре, изображённый на заднем плане, считается чернокнижником, который возглавляет толпу бесов и управляет их действиями. А бес-музыкант оседлал странное подозрительное существо, напоминающее огромную ощипанную птицу, обутую в деревянные башмаки.

Нижняя часть композиции занята странными судами. Под звуки пения беса плывёт безголовая утка, другой бес выглядывает из окошечка на месте шеи утки.
42-Й
Искушение святого Антония. Левая створка («Полёт и падение святого Антония»)

Иероним Босх (Hieronymus Bosch)
Всего фото в этом сете: 6. Нажмите для просмотра.


К этой теме художник не раз возвращался в своём творчестве. Святой Антоний — поучительный пример того, как нужно противиться земным искушениям, быть всё время настороже, не принимать за истину всё, что кажется, и знать, что обольщение может привести к Божьему проклятию. Когда Антоний творит молитву, на него нападают бесы, избивают его, поднимают высоко в воздух и бросают на землю.

Главное действующее лицо в левой створке триптиха — сам святой, которого братья-монахи ордена святого Антония (антониты) поднимают после падения с неба. В качестве четвёртого человека в этой группе Босх по некоторым предположениям изобразил самого себя. Сюжет трактован в соответствии с текстом «Жития святого Антония» Афанасия Александрийского и с «Золотой легендой».

В верхней части створки Святой Антоний изображён с молитвенно сложенными руками, знаком неколебимости его веры. Его увлекают на небо тучи крылатых бесов, среди которых — летучая жаба, лиса с хлыстом. Святой не обращает внимания на своих мучителей и не видит, что ему угрожает также водяной, вооружённый рыбой — символом греха.

В пейзаже средней части створки фантастическое соединено с реальным — склон холма оказывается спиной стоящего на четвереньках персонажа, а трава — его плащом. Его зад возвышается над входом в пещеру, которую одни исследователи считают пристанищем святого, а другие — публичным домом.

К двусмысленной пещере направляется группа бесов, явно представляющая собой пародию на религиозное шествие. Во главе её бес в митре и мантии священника, рядом с ним — олень в красном плаще. Традиционно олень является в христианстве символом верности души, здесь же его изображение — намеренное кощунство.

В нижней части под мостом через покрытый льдом ручей бесовская шайка слушает монаха, читающего неразборчивое письмо. К этой группе приближается птица на коньках, несущая в клюве послание с надписью «жирно» — насмешка над священниками, наживающимися на торговле индульгенциями.
42-Й
Искушение святого Антония. Правая створка («Видения святого Антония»).

Иероним Босх (Hieronymus Bosch)
Всего фото в этом сете: 4. Нажмите для просмотра.


Когда Св. Антоний жил отшельником в пустыне, его преследовала самая обольстительная из всех искусительниц. В Эдемском саду грехопадение человека началось с Евы и с осознания сексуальной привлекательности, когда Адам и Ева узнали, что они наги. Дьяволица является святому обнажённой, стыдливо прикрывая ладонью лобок. Безучастный к соблазнительным видениям Антоний изображён здесь рыцарем веры, одержавшим победу над силами зла. Эта победа — главная тема правой створки лиссабонского триптиха. Антоний отводит взгляд, но в поле его зрения попадают пирующие бесы, которые жестами подзывают отшельника. На заднем плане дивный город дьяволицы готов пригласить святого, стоит ему только обернуться в ту сторону. Во рву дракон сражается с человеком, из круглой башни извергается пламя; город — скрытый Ад, откуда явилась дьяволица. Голландская мельница, вносящая в картину диссонанс, указывает на обманчивые возможности земного и заурядного и напоминает об эрготизме — отравлении спорыньей, вызываемом гнилым зерном: эту болезнь ошибочно называли антоновым огнём.

Немало здесь и отсылок к чёрной магии — среди искушений святого, изображённых в центральной части триптиха, присутствуют и чёрная месса, и шабаш, на который, видимо, спешат две фигуры, летящие на рыбе. Считается, что дьявол помогает колдунам лететь до места бесовского сборища.

Обнажённая женщина, являющаяся из-за занавеса, который отдёргивает жаба, согласно «Житиям отцов», оказывается бесом, принявшим облик царицы. Сухое дерево, за которым она стоит — алхимическая символика, в изобилии присутствующая в каждой сцене триптиха.

Среди чудовищных видений — старик-гном в красном капюшоне, прикрывающем всё тело, кроме глаз и крючковатого носа. Он идёт в детских ходунках, на голове у него прикреплена вертушка. Ходунки и вертушка — указание на человеческую невинность, сохраняющуюся не только в младенчестве, но и на протяжении всей жизни.

Накрытый стол, который поддерживают обнажённые бесы, — изображение последнего искушения святого — греха чревоугодия. Хлеб и кувшин на столе являются также кощунственным указанием на евхаристические символы (при этом из горлышка кувшина торчит свиная нога).

Страницы: [1]2